вторник, 28 мая 2013 г.

Как я прошла сертификацию QA-специалиста по ISTQB: базовый уровень CTFL

Тестировщики знают, что это за сертификат. Случайным гостям моего блога поясню цитатой с сайта сертифицирующей организации в России www.rstqb.org: "Программа ISTQB® организовывает сертификацию тестировщиков по всему миру. Сейчас доступно два уровня сертификации: базовый уровень CTFL и продвинутый уровень CTAL. Преимущество данной сертификации в том, что этот сертификат признан во многих странах на ВСЕХ континентах. Пожалуй, не существует более популярной сертификации."

Одним словом, имея данные бумажки, будет проще устроиться на работу вне России, а в России, кажется, наличие каких-то званий существенной роли не играет.

Далее я опишу основные моменты, которые мне пришлось осуществить или пережить на пути к получению сертификата.

Регистрация на экзамен и оплата
Регистрироваться нужно НЕ на сайте русских партнёров www.rstqb.org, а сразу на сайте сертифицирующей организации в Германии - qasq Service GmbL www.en.gasq.org. Формы для регистрации на английском языке, наш офис-менеджер была не сильна в английском, и мне пришлось регистрировать себя самой (впрочем, это не так уж и плохо для тех, кто любит быть уверенным в том, что всё сделано правильно). Адрес в анкете нужно указывать тот, на который после успешной сдачи придёт сертификат - можно указать рабочий или домашний адрес, им всё равно.
Оплатить можно двумя способами - кредитной картой или по счету-фактуре, который присылают вместе с подтверждением о регистрации. Я выбрала счет-фактуру и решила оплатить в Сбербанке, что было большой ошибкой - ни одна операционистка отделения не умела читать иностранные реквизиты, и они пытались проконсультироваться в этом вопросе  со мной. В результате обычный валютный перевод длился 2.5 часа. За мной образовалась большущая недовольная очередь.
Насчет всех организационных моментов лучше всего сразу списаться с кем-нибудь из немецкой организации, русская посредническая организация или отсылает с вопросами к немцам, или даёт неверную информацию, например, русский представитель организации сообщил, что начало экзамена 1 декабря 2011 г. в 15.00 по Мск, а Флориан Фрайбергер из qasq Service написал, что начало в 12.00 по Мск. В итоге я решила найти аудиторию и прийти туда к 12, а потом если что и к трём часам. Экзамен начался в 12.
Кто такой мистер Флориан? Я до сих пор не в курсе, какой-то сотрудник qasq Service, на его имя мне выписали счет-фактуру, он проверял оплату и сообщил мне о результатах экзамена. В общем, по всем интересующим меня вопросам я обращалась к нему, постеснявшись спросить, с кем имею дело.

Начало экзамена
Перед тем, как получить свой вариант вопросов, нужно было предъявить любой документ с фотографией.
Всего сдающих 1 декабря 2011 было 13 человек, но двое из них почему-то не пришли, в итоге экзамен начался с опозданием. За это время мы успели обсудить схему экзамена, для всех она была своя, потому что базовый уровень на русском и на английском и продвинутый - всё сдавали в одной аудитории. Для выполнения теста базового уровня дали 1 час, тем, кто сдавал на английском - час пятнадцать, т.к. при сдаче теста на неродном языке добавляется 25% от общего времени. На тест продвинутого уровня даётся 3+25%=3,45 часов (тестировщики, для которых английский является родным, сдают ровно 3 часа).
Всего было 40 вопросов. Простой подсчет: на один вопрос выходит 1,5 минуты. Вовремя сдать экзамен можно только при четком знании формулировок определений, чтобы на некоторые вопросы отвечать меньше минуты и осталось время на обдумывание вопросов сложнее. Пользоваться электронными устройствами было нельзя, можно было пользоваться англо-русским словариком и чистым листом с ручкой. При всех запретах никто за сдающими не следил - экзаменатор засек время и погрузился в свой ноутбук. Мне кажется, кто-то успевал заглядывать в литературу. Копировать, фотографировать, уносить с собой, переписывать вопросы было нельзя. Можно было запомнить наизусть :)

Вопросы
Все вопросы основаны на теории, выложенной в ISTQB_CTFL_Syllabus_2011_RU. Однако вопросов, на которые в силлабусе есть прямые ответы, не так уж и много. Большинство вопросов требуют не только четкого (именно четкого, потому что все ответы в вопросах так или иначе подходят!) знания определений, но и применения логики или опыта тестировщика.

Я бы охарактеризовала вопросы экзамена примерно так






Задачи
В моём билете было всего 2 задачи, причем, практически одинаковые.

#1
Выберите набор входных данных для тестирования граничных условий в примере о<=x<100.
Варианты ответов:
а) ...
б) ...
в) -1, 0, 99, 100
г) -1, 0, 1, 99, 100, 101.

Согласно правилу: правильным тестом считается проверить числа на границе диапазона не входящие в него (-1,100), входящие в него (0,99) и внутри него (1). В итоге полный набор тестовых данных -1, 0, 1, 99, 100. Среди ответов было 2 совсем неподходящих и 2 последних относительно подходящих. Причем в ответе В) все значения граничные, но одного не хватает, а в ответе Г) одно значение лишнее неграничное, но зато остальные - все граничные. Т.е. как тут надо было ответить, я, например, не знаю, ответила Г).

Вторая задача у меня была "Выберите набор входных данных для тестирования граничных условий в примере о<=x<=100." То есть практически как первая, с таким же неоднозначным набором ответов.

Получение сертификата
Через несколько недель я получила письмо от мистера Флориана о моих результатах. Сдала на балл, немногим превышающий проходной, от этого было и радостно, и грустно одновременно. Сам бумажный сертификат пришел по почте где-то через месяц. Я думаю, это неплохой результат, если иметь в виду, что готовилась я примерно 3 дня, т.к. до последнего было неизвестно, оплатит компания экзамен или нет.

Сейчас вижу, что с момента получения первого сертификата прошло много времени, уже можно было сдать следующий. Сделаю вид, что я никуда не тороплюсь :)

4 комментария:

  1. Здорово! Хорошо, когда компания заинтересована оплатить. А то платить из своего кармана 150 евро как-то грустно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. грустно, но дальнейшие экзамены я сдаю самостоятельно =)

      Удалить
  2. Так какой верный ответ, они feedback не дают по не правильным ответам?

    ОтветитьУдалить